Причин, по которым на поршнях начинают возникать задиры довольно много. В данной статье мы постараемся определить причины и разобраться, как и почему это происходит.

Причины возникновения задир на поршнях

Наиболее распространенными причинами появления данной неисправности могут быть наличие слишком маленького зазора, а также сухая работа мотора, то есть, когда двигатель начинает работать без достаточного количества смазки.

Наличие маленького зазора

Итак, зазор, который должен быть между поршнем и самим цилиндром, в процессе довольно частого приведения автомобиля в рабочее состояние, обладает свойством уменьшения. Уменьшаться данный зазор может в разной степени и, не исключено, что может стать настолько маленьким, что можно смело сказать, что он практически исчезает.

Уменьшаться он может по нескольким причинам.

  1. Во-первых — если был неверно выполнен монтаж всех движущихся деталей.
  2. Во-вторых — могут быть перекошены гильзы цилиндров.
  3. В-третьих — во время перегревания.

Известно, что в рабочем состоянии температура поршня намного выше, нежели температура самого цилиндра. Из этого следует, что он способен значительно больше расширяться, чем цилиндр, который смежен с ним. Помимо этого, Вы должны также учитывать тот факт, что, если начать сравнивать алюминий и серый чугун, то сможете выяснить, что именно алюминий имеет тепловое расширение в два раза больше, чем чугун. Если зазор будет уменьшаться, то сперва начинает появляться так называемое полусухое трение.

Происходит это из-за того, что масляная пленочка, находящаяся на стенках цилиндра начинает постепенно вытесняться самим поршнем, который расширяется. В таком случае все несущие поверхности, которые располагаются на юбке данного поршня, должны быть стерты практически до блеска. В результате полусухого трения резко начинает увеличиваться температура и соответственно все детали начинают перегреваться. В это время поршень с более большим давлением давит на стенку цилиндра , а масляная пленочка тем временем постепенно начинает исчезать. После этого поршень и начинает работать в «сухую». Таким образом и возникают задиры, которые имеют гладкую, а также темного цвета поверхность. Располагаться они могут с любой стороны поршня.

Приведем несколько примеров возникновения неисправности в результате наличия слишком маленького зазора на поршневой юбке.

Пример первый. Если у Вас на поршневой юбке возникло с разных сторон несколько одинаковых задир, причем параллельно, а поверхность, которая повреждена плавно начинает переходить от зеркально чистых точек давления в более гладкие, которые уже потемнели.

Причин появления данной неисправности в вышеописанном случае может быть несколько:

  • слишком маленький диаметр самого цилиндра;
  • неправильно выполненная затяжка ГБЦ;
  • плохая резьба на болтах блока, или же в самих его отверстиях;
  • наличие неровностей на блоке цилиндров или на его головке;
  • наличие плохой смазки или заедание болтов на опорных поясах;
  • неверно подобранные прокладочки ГБЦ;
  • изменение размеров цилиндра в результате перегрева или же другие причины.

Пример второй. Задиры, которые образовались из-за наличия слишком маленького зазора и расположились около бобышек пальца(находятся под углом в 45 градусов).

Для данного случая характерно наличие задир, смещенных на 45 градусов от бобышек, при этом смещеться они могут как с наружной стороны, так и с внутренней. Поверхность задир должна переходить от точек, в которых происходит нажим с зеркальной поверхностью к местам, являющимся более гладкими, трущимися с уже темными местами. В данном случае поршневой палец будет иметь синий оттенок, наличие которого характеризует факт, что его температура слишком большая. Причиной столь значительного повышения температуры является слишком маленький зазор, либо же недостаточное количество смазки.

Возникает данный дефект в результате перегревания зоны, расположенной вокруг бобышек. Так как поршень в данном месте имеет повышенную жесткость, тогда начинает постепенно появляться тепловое расширение, после чего зазор, который находится между поршнем и самим цилиндром начинает постепенно уменьшаться. Направляющая часть поршня довольно тонкая и эластичная, следовательно она способна компенсировать увеличение теплового расширения, но в тех местах, где он переходит к бобышкам на стеночку цилиндра начинает давить метал с очень большим усилием. Данный процесс приводит к внезапному разрыву пленки, в последствии чего и начинают на поршне появляться задиры.

Задиры на поршнях: определяем причины

  • Первая из них — это наличие очень большой нагрузки на мотор до момента нагревания его до необходимой температуры. Известно, что поршень достигает нужной температуры буквально за 20 секунд. Из-за этого он начинает очень быстро расширяться, намного больше, нежели цилиндр. В результате этого и начинает уменьшаться зазор, после чего возникают задиры.
  • Второй причиной может быть случай, когда поршневой палец очень плотно сидит в шатуне (в верхней его головке). Данный факт способен привести к тому, что отверстие (в шатуне) становится не абсолютно круглым. Происходит это из-за того, что стенки головки имеют разную толщину. В процессе того, как поршневой палец начинает деформироваться, зазор, находящийся между пальцем и бобышком, изменяет свой размер в сторону уменьшения. Из этого следует, что в том месте, где они контактируют, выделяется слишком большое количество тепла, что и приводит к резкому тепловому расширению в данной зоне.

Выше были перечислены наиболее распространенные причины появления задир на поршнях двигателя автомобиля.

Всего просмотров: 11 756
За сегодня: 7